В РФ действует закон «О защите прав потребителей». Соответствующий ФЗ был принят в 1992 году. Законодательство регулирует отношения между предпринимателем и потребителем. Несмотря на то, что соответствующий закон принят уже давно, граждане нашей страны редко обращаются с жалобами и отстаивают права.

Система защиты прав потребителей предусматривает мероприятия, которые позволяют потребителю защитить себя в ситуациях, когда продавец или любая другая организация, предоставляющая товары или услуги, нарушает его права. В этой статье мы рассмотрим несколько примеров и дадим пояснения.

В ФЗ 2300-1 предусмотрено, что продавцы, предприниматели, изготовители товара несут административную и даже уголовную ответственность. В случае нарушения прав, потребители могут обратиться в общество защиты прав потребителей или в Роспотребнадзор.

Примеры обмана потребителей

На самом деле, таких ситуаций может быть много, но мы собрали наиболее популярные. Например, компании часто прибегают к различным ухищрениям для того, чтобы повысить цены на товары или услуги. Часто встречаются случаи, когда на кассе цена может отличаться от той, что установлена на ценнике. 

Свои услуги магазины предоставляют на основании публичного договора купли-продажи. Ценник – это своего рода уведомление покупателя о цене. Соответственно, когда покупатель приобретает товар на основании ценника, он заключает с продавцом договор с учетом этого условия. Разница в цене на ценнике и на кассе является явным нарушением. Однако магазины уже давно нашли способ обойти эту ситуацию. Чаще всего, продавец ссылается на то, что на ценнике указана ошибочная цена или, например, информация на кассе не была обновлена. 

Повреждение товара в магазине

Здесь все зависит от того, кто именно виноват в ситуации. Для этого можно воспользоваться камерами наблюдения. Кроме таких технических средств можно найти свидетелей происшествия. Если магазин дорожит репутацией, он стремится решить ситуацию таким образом, чтобы потребитель остался доволен или, по крайней мере, не понес значительные материальные убытки. В некоторых случаях продавец и вовсе отказывается от компенсации со стороны покупателя.

Но чаще всего, администрация магазина, чтобы не нести материальную ответственность, стремится всячески заставить покупателя заплатить за испорченный товар. Покупатель, в свою очередь, не желая тратить время на разбирательства или избежать скандала соглашается. Но если за покупателем нет вины, он может обратиться в общество по защите прав потребителей и отстаивать свои права. Правда этим никто практически не пользуется.

Скидки на бракованные товары

В случае, если покупатель еще до оплаты заметил брак, он может потребовать снижение стоимости товара. Правда, в таких ситуациях продавец может предложить замену. Лишь некоторые торговые организации предлагают клиенту купить товар с незначительным браком по сниженным ценам. 

Досмотр личных вещей охранником

Не все знают, что охранник в магазине не имеет никакого права досматривать личные вещи. Сделать это может только представитель органов внутренних дел в присутствии понятых. Чаще всего, если возникает конфликтная ситуация. Потребитель, находясь в стрессовом состоянии, позволяет досматривать свои личные вещи охраннику. 

Досмотр личных вещей охранником

С другой стороны, покупатель, дабы не провоцировать скандал, может намеренно показать охраннику сумку. Таким образом, конфликтная ситуация может разрешиться намного быстрее. Потому что, если вызывать полицию, придется ожидать, пока приедет сотрудник. А это время и дополнительный стресс. К тому же, когда представитель полиции установит, что вами действительно ничего не украдено, вы никак не сможете потребовать компенсацию от магазина за потраченное время или урон вашей репутации, если охрана торговой точки действовала в соответствии с законом.

Процедуры в салоне красоты

Если в ходе процедуры в салоне красоты потребителю был нанесен ущерб, который мог быть выявлен позднее, первое что необходимо сделать – обратиться в медицинское учреждение с целью освидетельствования. Также, необходимо написать заявление в Роспотребнадзор и попытаться решить вопрос с салоном в досудебном порядке. Если салон отказывается идти на уступки, следующий шаг – суд.

При оценке ущерба необходимо также собирать доказательство того, что он был нанесен именно вследствие процедуры. Также важно узнать было ли соответствующее образование у проводившего процедуру мастера.

Покупка товаров в Интернет-магазинах

Это достаточно распространенный случай, когда покупатель не получает товар или услугу в заявленном виде. Особенно часто это случается с крупными маркетплейсами китайского происхождения. В сети Интернет можно найти множество статей, роликов и отзывов с фотографиями, подтверждающими, что пользователи получили не то, что ожидали, например, с AliExpress.

Первое, что необходимо сделать при покупке некачественного товара через обычный Интернет-магазин – обратиться непосредственно на площадку. В соответствии с законом о защите потребительских прав, покупатель имеет право отказаться от товара в течение недели если вместе с товаром идет соответствующе уведомление о правилах возврата. Если такого уведомления нет. Срок возврата может вырасти до трех месяцев.

Как действовать, если вас обманули

В первую очередь, необходимо найти подтверждение факта обмана. Например, это может быть запись с камер наблюдения. Также, рекомендуется найти свидетелей. Суды не всегда приветствуют, когда в качестве свидетелей выступают, например, родственники. Поэтому можно вызвать полицию, чтобы она засвидетельствовала факт правонарушения. 

Способы защиты прав потребителей финансовых услуг

Далее, можно попробовать решить проблему в досудебном порядке. Для этого составляется обращение к продавцу, а также заявление в Роспотребнадзор. В ряде случаев, если работа компании предполагает членство в СРО, можно обратиться и в саморегулируемую организацию.

Наконец, если все это не привело к желаемому результату, можно обратиться в суд. 

Несмотря на то, что система защиты прав потребителей в России достаточно неплохо развита, многие эксперты указывают на одну важную проблему. Отсутствует практика выплаты больших компенсаций. Это приводит к тому, что те же продавцы товаров или услуг спокойно обманывают потребителя зная о том, что даже если потребитель пойдет в суд, это не приведет к значительным финансовым потерям организации.

Еще один момент – потребители не всегда готовы идти до конца в отстаивании своих прав. Получается, что система работает, но ей мало кто пользуется. Все это приводит к тому, что нарушители прав потребителей чаще всего остаются безнаказанными, либо несут минимальные убытки.

Сегодня довольно актуален и потребительский экстремизм, который подразумевает манипулирование законом с целью получения выгоды от продавца. Правда, эксперты отмечают, что в России это направление опять же практически не развито. 

Интересные материалы:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *